Татьяна Шараева: «В Москве бизнес работает 24 часа в сутки»
В октябре впервые в России был подписан договор о сотрудничестве между двумя коворкингами - StartHub и Meeting Point. О том, как, казалось бы, конкуренты будут обмениваться идеями и клиентами и зачем им это нужно, а также почему сотрудники Meeting Point должны ходить на все модные спектакли Москвы, знать, как за час найти учителя по ивриту и организовать видеоконференцсвязь с Лондонским судом в интервью порталу ComEstate.ru рассказала управляющий партнер Meeting Point Татьяна Шараева.
Татьяна, в чем смысл вашего договора о сотрудничестве? Вы предоставляете бизнес-пространство для работы в аренду, StartHub делает то же самое. В таком сотрудничестве всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает?
Вовсе нет. Мы не конкуренты. У нас разные сегменты: StartHub рассчитан на молодой бизнес, старт-апы, которым пока не по средствам премиум коворкинг Meeting Point. Другое дело, что бизнес при удачном менеджменте растет, развивается и «дорастает» до Meeting Point. А бывшим клиентам StartHub мы готовы предложить выгодные условия сотрудничества, значительно более интересные, чем если бы они пришли с улицы. В свою очередь к нам обращаются коворкеры, которые не могут пока позволить себе Meeting Point, им мы рекомендуем StartHub. Но, разумеется, такой «взаимообмен» клиентами сложно монетизировать, и цель у нашего соглашения другая, имиджевая, мы зафиксировали факт взаимного интереса и симпатии к бизнес-моделям коворкингов другого ценового сегмента.
Первый коворкинг в России в 2008 году открыл в Екатеринбурге Алексей Глазков. Результат недолгой работы не утешительный: «Просьба не звонить, не писать, не комментировать, не злорадствовать и не огорчаться. Все когда-нибудь проходит. Это жизнь», - написал на специализированной Интернет-площадке Глазков. Почему пионером коворкинг-движения выступила не Москва, и не пугает неудачный опыт предшественников?
Я читала, что первые праковоркинги появились именно в Москве еще до печально знаменитого проекта Глазкова «Башня». Однако точного подтверждения этому я не нашла. Сегодня в России работают 78 коворкингов в 14 регионах и 300 антикафе. Это направление бизнеса развивается во всем мире – входит в тренд понятие «третьего офиса», когда важные переговоры проходят в комфортной обстановке на нейтральной территории. Мы сейчас подыскиваем еще одну площадку для открытия второго коворкинга Meeting Point. Ведем переговоры с предпринимателями из Екатеринбурга и Самары о предоставлении им франшизы или пакета доверительного управления. Интерес к проекту есть. По мини-офисам у нас почти за год работы никогда не было загрузки ниже 70%. Показательными для меня стали майские праздники – я очень переживала, что не будет клиентов. Но уже первого мая мы предоставляли помещение и сервисные услуги для 12 человек – представителей продюсерской компании, которые обсуждали сценарий будущего фильма. За время работы в Meeting Point я получила много доказательств того, что бизнес в Москве работает 24 часа в сутки. И для нас норма, когда клиенты приходят в 9-10 часов вечера, чтобы провести переговоры.
Мы запустили проект в сложное время – торжественное открытие состоялось 9 декабря, за 5 дней до «черного вторника», когда резко обвалился рубль и в прессе всерьез обсуждалась цена евро и доллара свыше 100 рублей. Мне тогда звонили друзья, знакомые и говорили – Татьяна, лучше зафиксируйте убытки и закройте со своими инвесторами проект. Но мы вполне успешно пережили год, у нас сформировались свои клиенты. Мы не только не думаем закрываться, а открываем новые площадки. Для меня это первый опыт в развитии собственного бизнеса, до этого я возглавляла департамент маркетинга в «ВТБ-Недвижимость», накопила связи, опыт и знания, которые реализую в управлении Meeting Point.
Какова экономика проекта и кто выступает инвесторами?
Инвесторов я не могу называть, это несколько независимых предпринимателей. Вложения в проект составили 2 млн евро. Сроки окупаемости для коворкингов эконом-класса при аренде помещений - 1,5 года, при покупке помещений в собственность сроки окупаемости составляют 5-6 лет. Для коворкингов премиум-класса сроки окупаемости, конечно, более длительные, поскольку и объем вложений выше. Окупаемость нашей бизнес-модели рассчитана на 3 года. И пока нет предпосылок к тому, что мы не уложимся в отведенный срок.
А сколько стоят ваши услуги?
Месячная аренда мини-офиса с учетом НДС, эксплуатационных расходов стоит от 260 тысяч рублей. Скажу так, это не просто аренда – мы предоставляем не только офис и оргтехнику, но фактически и трех сотрудников: двух секретарей и одного IT-специалиста. Вызов такси, организация встреч и переговоров, помощь в администрировании бизнес-процессов – все это наш ресепшн готов делать для клиентов с 8 утра до 23 часов вечера 365 дней в году без выходных и праздников. Аренда мини-офиса на час стоит 3,5 тыс. рублей, на день - 15 тыс. рублей. Месячный абонемент, который дает право приходить и работать на нашей территории, а также пользоваться службой консьержа, синхронного перевода, вызова такси и т.д. стоит 32 тыс. рублей. Я бы сказала, что наша специализация – это обеспечение переговоров на высоком уровне в комфортных условиях. Мы не предоставляем в аренду фиксированное рабочее место, мы предоставляем или мини-офис, или переговорные комнаты, или свободное пространство open space.
А кто основные ваши клиенты?
Подавляющее большинство это мужчины возраста 35+. Мини-офис у нас снимает только одна представительница прекрасной половины человечества. Наши клиенты – это владельцы бизнеса или топ-менеджеры уровня заместителя генерального директора. Есть среди клиентов региональные промышленные предприятия. Им выгоднее арендовать у нас мини-офис, где обеспечивать работой одного помощника руководителя, администратора, к которому регулярно приезжает региональное руководство. Среди наших клиентов есть и старт-апы в айти-сфере. Такой старт-ап может сегодня взлететь как ракета. Много юристов, адвокатов, которые организуют у нас для своих клиентов видеоконференции с Лондонским судом. Вопросы у клиентов бывают разные, например, какой самый модный спектакль в Москве – это простой вопрос. А самое необычное пожелание от клиентов было таким – за час нам нужно было найти двух переводчиков – с русского на французский и с русского на иврит. У нас часто проводятся переговоры с иностранными представителями. Не редко клиенты приходят со своей службой безопасности, чтобы проверить наличие «жучков» и различных прослушивающих устройств.
Что самое сложное в вашем бизнесе?
Мы очень клиентоориентированный бизнес. Наш клиент может находиться где угодно и давать самые разные задания нашему сотруднику без скидок на выходные и праздники. К тому же коворкинги – это и низкорентабельный бизнес. Но он в мировом тренде. В Лондоне с 2012 года открылось не менее 20 коворкингов. Основатель первого в России коворкинга премиум-класса Cabinet Lounge Антон Хмельницкий создал его фактически «под себя», так как ему необходимо было место для встреч с партнерами. Сейчас он открывает аналогичный проект в Лондоне, где собственно и проводит основную часть времени. Так что у коворкингов есть будущее, если выбрана правильная локация: для премиум-сегмента – в центре, для эконом-класса – рядом с метро и в хорошей транспортной доступности.
Читайте также:
Коливинг в России: перспективы формата