Основные проблемы при строительстве в России
Российские строительные компании в своей работе сталкиваются с тремя основными проблемами: срыв сроков, конфликты с проектировщиками и непрозрачные сметы. О том, как справиться с этими трудностями и урегулировать конфликты, рассказывает Евгений Киряев, генеральный директор «Трест №7» (NAI Becar).
Первая проблема – это срыв сроков. 80% компаний готовы взяться за проект с директивными сроками, только бы получить заказ. Особенно часто невыполнимыми бывают графики государственных строек – это связано со сроками освоения бюджетных средств. У строителей в этой ситуации просто нет выбора, они не могут попросить другие условия, и это самое страшное. Чтобы получить проект, они вынуждены врать, обещая выполнить невыполнимое.
С коммерческими объектами немного проще. В этом случае с заказчиком можно наладить диалог и хоть немного скорректировать проект.
Перенос сроков работ может быть связан с элементарной безалаберностью. Помню, в Мурманской области при сносе завода проектировщики не учли или просто забыли включить в план работ перенос действующих коммуникаций в одном цехе. Как следствие, строительство нового производственного объекта затянулось на два года. По причине простоя превысили смету по демонтажу на 100%! Никто не хотел брать на себя ответственность - ни проектировщики, ни местный инженерный состав.
Еще одна проблема - отсутствие взаимосвязи между проектировщиком и строителем. В чем это выражается? В начале строительства проектировщик не предоставляет подрядчику всю необходимую информацию.
Строитель не может в полном объеме проанализировать проект, не успевает его изучить, надеясь, что даже если возникнут проблемы и потребуются дополнительные расходы, удастся, так сказать, «разобраться в бою». В итоге проект зачастую сильно меняется, одни работы приходится заменять другими, бюджет полностью пересматривается.
Конфликт интересов неизбежен: проектировщик считает, что его все обманывают, а строитель входит в стройку и начинает вытаскивать «скелеты в шкафу». Мало того, российская специфика предполагает, что согласовать проект, пройти экспертизу нужно любой ценой. В первую очередь это касается, опять же, государственных проектов с бюджетным финансированием. Зачастую происходит так: проект готовится специально под согласование, какие-то добавления, замена работ происходят потом, главным становится сохранение цены проекта. И строитель вновь оказывается практически в безвыходной ситуации.
Третья проблема непосредственно связана со второй – это закрытость подрядчика и непредоставление заказчику честных и открытых расценок. Предъявляются какие-то серые, завуалированные сметы, а открытой работы с заказчиком нет.
Наши решения
Решение №1: Честный график
Во-первых, мы смотрим на график производства работ как строители, во-вторых, анализируем расписание функций заказчика, которые в процессе стройки он должен осуществлять. Исходя из данных анализа, мы четно говорим, приемлемы эти сроки или их нужно скорректировать. Согласовав реальный график, и мы, и заказчики понимаем, что если по графику и произойдет сдвиг, то только из-за форс-мажорных обстоятельств и не больше, чем на месяц-два. За проект с директивным графиком, например, в шесть месяцев, мы, проведя анализ, никогда не возьмемся.
Решение №2: Тщательный анализ
Как мы решаем конфликты с проектировщиками? Тут все конкретно: внутри нашей компании есть достаточно квалифицированные проектировщики - «ТрансТерминалПроект». Это отдельное юридическое лицо, наши партнеры, с которыми мы взаимодействуем. Перед тем, как войти в какой-либо проект, мы отдаем проектную документацию, технические решения или любую другую информацию об объекте нашим проектировщикам, садимся за общий стол, начинаем обсуждать, находим подводные камни, понимаем, какие потребуются изменения. И заказчик знает, что когда мы приступим к строительству, воплотим эти поправки в жизнь. Благодаря нашим проектировщикам мы можем приступить к работе еще до того, как все документы будут согласованы. Пока мы работаем на объекте, проектировщики отдают наши предложения заказчику. Все происходит параллельно со стройкой, поэтому удается соблюсти все сроки.
Решение №3: Предварительный прайс
Наша компания сейчас находится на начальном этапе разработки расценок на основные виды работ. По небольшим проектам мы сейчас работаем следующим образом: при входе на объект даем заказчику свои уже сложившиеся расценки. Он может сравнить их с рыночными ценами.
Если куб бетона в среднем по Москве стоит 20 тысяч рублей, то мы говорим, что готовы продавать его по 18 тысяч рублей. Из таких расценок на основные виды работ получается некий прайс. И заказчик хотя бы на начальной стадии может заключить с нами контракт. Он знает, что если потребуются какие-то уточнения, их можно будет сделать уже в ходе стройки.
Допустим, средняя траншея два-три метра глубиной, труба 250 см диаметром, мы кладем ее по определенной расценке за погонный метр. Если возникают нюансы, например, нужна нестандартная водопроводная камера в земле, то это мы обсуждаем отдельно, не прерывая основных работ и не сдвигая сроки.
Все эти способы решения основных проблем выработаны компанией за годы успешной работы на строительном рынке.