Как отреагирует рынок на внедрение all inclusive в гостиницах России
Глава Ростуризма Олег Сафонов во время всероссийского совещания по актуальным вопросам развития туризма призвал региональные власти и отельеров активнее развивать систему «все включено» в России. Портал ComEstate.ru выясняет, какие плюсы и минусы скрываются за возможным повсеместным внедрением all inclusive. Наши вопросы экспертам: в каких отелях появление системы «все включено» экономически оправдано; что может дать all inclusive гостиницам Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, которые не относятся к курортным, но являются туристическими центрами; на сколько может возрасти стоимость размещения при системе «все включено».
Анна Клионская, директор по продажам HELIOPARK Group
Внедрять систему «все включено» целесообразно в загородных и курортных отелях - гости туда приезжают отдыхать и готовы много времени проводить на территории отеля, если инфраструктура объекта это позволяет. Городские отели рассчитаны на бизнес-сегмент или на туристов, которые не находятся в отеле в течении дня.
Если говорить про загрузку курортных отелей, то система «все включено» может ее увеличить, ведь многие гости, планируя отпуск, рассчитывают свой бюджет и не желают выходить за его рамки. Но стоит учитывать, что стоимость такого проживания и предоставляемых услуг не должна быть сильно завышена по отношению к конкурентам, не работающим по системе «все включено». При адекватных ценах отели могут конкурировать на равных с традиционными для наших граждан международными курортными направлениями (Турция, Египет и т.д.). Помимо этого, стоит подчеркнуть, что внедрение системы «все включено» в отечественных загородных и курортных отелях прежде всего является ответом на высокий спрос на эту услугу со стороны гостей. У отелей в крупных туристических городах спроса на такую услугу нет, к тому же ее внедрение несомненно привело бы к росту стоимости проживания. Для Москвы и Санкт-Петербурга при достаточно высоких ценах за номер это не будет оправдано.
Кроме того, при небольшом номерном фонде система «все включено» будет невыгодной, т.к. при низкой и средней загрузке соответствующие расходы, затраты на персонал и т.п. нецелесообразны. Отель не сможет давать спецпредложения и снижать цены при низком спросе, т.к. услуги, заложенные в пакет, должны полностью окупиться.
Стоимость размещения увеличивается на стоимость включенного пакета питания и дополнительных услуг, но гость, проживая в отеле, в любом случае их бы оплачивал. Поэтому при увеличившейся стоимости путевки гость в итоге не тратит больше, чем если бы оплачивал проживание и питание отдельно, в некоторых случаях можно даже говорить и об экономии. Для курортных и загородных отелей с большим номерным фондом и развитой инфраструктурой «все включено» экономически оправдано - как для отеля, так и для гостя.
Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood
Система «все включено» актуальна и экономически целесообразна только для курортов и резортов, причем в основном связанных с летним отдыхом на море. К примеру, горнолыжные курорты включают в систему питания максимум завтрак. Причины этого кроются в том, что система «все включено» рассчитана на отдыхающих, которые не планируют или не имеют возможности проводить время на курорте вне отеля. Часто такие отели располагаются в городах-курортах, которых множество находится в Турции, Египте и т.д. В мировой практике это работает в тех городах, где основной инфраструктурой являются сами отели, и в тех странах, где туризм имеет значительную долю в ВВП страны.
В обычных городских отелях гости проводят только ночь, а день – на встречах, прогулках, посещении достопримечательностей, заведений общепита. Такой отельный сервис им в данном случае просто не нужен. Так как еда – достаточно скоропортящийся продукт, готовить ее постоянно на всех посетителей в тех количествах, в которых это происходит на курортах all inclusive, просто нецелесообразно.
Стоит также отметить, что если курортные отели «все включено» принимают отдыхающих в среднем на 7-10 дней (до месяца), то среднее время пребывания гостя в городском отеле – 3-4 дня, что свидетельствует о высокой ротации проживающих.
В таких городах как Москва или Санкт-Петербург внедрение данной системы никогда не будет актуальным из-за отсутствия нужного спроса. Турист в Москве или Санкт-Петербурге проводит в отеле минимум времени, он не нуждается ни во внутренних развлечениях, ни в постоянном питании в отеле: он приезжает для осмотра достопримечательностей и большую часть дня проводит в городе.
Внедрение all inclusive может быть оправдано в отелях, расположенных на побережье со статусом resort, в городах-курортах. В российских реалиях это может быть актуально для отелей в городах на побережье Черного моря (Сочи, Геленджик и т.д), а также на курортах Алтайского края. В Геленджике, кстати, уже есть как минимум один отель с системой «все включено». Также стоит отметить, что на базе советских туристических баз и домов отдыха работает «прототип» этой системы: в них постояльцам подают завтрак, обед и ужин, работают несколько станций закусочных, но качество пока остается на низком уровне. При повышении популярности и уровня таких отелей, такие сервисы продолжат развиваться и расти качественно, делая наши курорты достаточно конкурентоспособными.
По нашей оценке, ADR (средний тариф – ComEstate.ru) на гостиницу с «все включено» может вырасти на 10-20% в зависимости от размера и количества включенных сервисов (разница в ценах возникает из-за наличия или отсутствия алкоголя, его качества, количества meals per day). Даже для больших отелей система «все включено» станет значительной расходной статьей.
Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group
На пляжных курортах система «все включено» более обоснована и востребована, чем в городских отелях, так как у туристов в одном и другом случае разные цели и ожидания от отдыха в целом.
На морском курорте – гости хотят максимально расслабиться, «отключиться» от трудовых будней и ежедневных забот, зарядится энергией солнца и моря, поэтому они с радостью доверяют основные организационные вопросы принимающей стороне. Особенно это важно семьям с детьми или туристам, кому в силу преклонного возраста, состояния здоровья, языкового барьера неудобно или сложно выезжать-выходить за пределы отеля на поиски подходящих мест для питания и досуга.
Путешественники, останавливающиеся в городских гостиницах, ориентируются на познавательный отдых, посещение местных достопримечательностей, погружение в культуру и традиции страны пребывания в том числе, гастрономические. Им вполне достаточно завтрака в отеле, а всю остальную программу они строят для себя самостоятельно, основываясь на собственных предпочтениях и ритме отдыха.
Разумеется, на практике имеют место и различные комбинации как форматов отдыха, так и видов гостиничного обслуживания. Какой концепции или их сочетаний придерживаться должны выбирать владельцы отелей и их гости. All inclusive, как система обслуживания, не характерна для российского гостиничного бизнеса, ее сложно сопоставить с уровнем развития туризма в стране и текущими экономическими реалиями. В этой связи вряд ли можно и нужно внедрить ее свыше - в рекомендательном или ином порядке на всю страну от Калининграда до Владивостока. При этом ничто не мешает отельерам взвесить «за» и «против» концепции «все включено» и опробовать ее в своем заведении в тестовом режиме, например, в течение одного сезона. Тем более, что успешно работающие примеры на российском туристическом рынке есть – в Анапе, Сочи, Евпатории, Алуште, Туапсе и т.д.
Распространение системы «все включено» в первую очередь способно повысить привлекательность отечественных морских курортов относительно их зарубежных конкурентов, так как весомая доля российских туристов выбирает данный формат отдыха, как наиболее оптимальный с организационной и финансовой точек зрения.
Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то эти города российские и зарубежные туристы чаще посещают с деловыми или экскурсионными целями и в большинстве случаев не хотят «быть привязаны» к отелю и графику питания в нем. Тем более, что сеть заведений общественного питания обеих столиц сейчас чрезвычайно разнообразна и позволяет удовлетворить практически любые вкусы гостей – от веганов и сыроедов до ценителей изысканной авторской кухни с национальным колоритом или без такового.
Безусловно, «все включено» скорее подойдет для больших отельных комплексов со стабильным, прогнозируемым потоком клиентов. В частности, у крупных игроков рынка шире возможности управления издержками в том числе за счет объемов продуктовых и иных закупок, автоматизации бизнес-процессов.
В свою очередь небольшие отели, семейные гостевые дома делают закупки ограниченными партиями и не могут рассчитывать на значительные скидки от поставщиков и партнеров и, соответственно, на ощутимое снижение себестоимости своих услуг. Для них потери, которые неизбежно будут образовываться при системе питания all inclusive, могут оказаться критичными. Поэтому нередко они делают ставку на индивидуальность, «домашнюю» атмосферу и кухню, которая, зачастую, настолько покоряет постояльцев, что они готовы приезжать в одно и то же место из года в год.
Станислав Ивашкевич, заместитель директора по развитию, индустрия гостеприимства CBRE
Очень было бы странно видеть бизнес отели с пакетом «все включено». Учитывая то, что гости таких отелей находятся в здании утром и вечером. Включенный завтрак их полностью устраивает. В случае, когда гость находиться в отеле в течении дня, а это чаще всего курорт, такая схема будет работать.
Сложно представить себе случаи насильственного внедрения трехразового питания в столичных отелях. Никто такую систему внедрять не будет.
Средняя стоимость номера в отелях России сейчас составляет 4 000 рублей. Минимальный пакет питания может стоить около 2 000 рублей в сутки на человека. В то же время, не все много питаются, и не готовы переплачивать за «одну булочку и капустный салат» в четыре конца. Большинство отелей просто разорятся.