Эксперты назвали 5 основных трендов на рынке торговой недвижимости
Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подвели итоги 1-го полугодия 2019 года на рынке столичных торговых центров и выделили топ-5 основных трендов, под знаком которых пройдет весь год. Это рост числа торговых центров малого формата, торговые центры в составе транспортно-пересадочных узлов, разумное потребление, которое привело к росту числа проектов аутлетов, реконцепция ряда крупнейших объектов с акцентом на развлекательной составляющей и общепите, а также активное развитие ритейлерами инновационных концепций и кросс-форматных проектов.
Малые торговые центры
С начала 2018 года аналитиками Knight Frank отмечается активность девелопмента торговых центров малых форматов. Ежеквартально в Москве открываются по 2-4 новых ТЦ c GLA 3-20 тыс. кв. м. Так, в 2018 году были открыты такие малые торговые центры, как «Дизайн Молл» (GLA – 11 000 кв. м), Metromall (GLA – 10 586 кв. м), «Краснопрудный» (GLA – 9 899 кв. м), а в 2019 году – «Галеон» (GLA – 14 000 кв. м), «Багратионовский» (GLA – 4 700 кв. м) и «Моя Ветка» (GLA – 3 875 кв. м).
Проекты районных торговых центров, анонсированных к вводу, представлены следующими объектами: торговый центр на ул. Авиаконструктора Миля общей площадью 11 000 кв. м по соседству с действующим ТЦ «Миля», торговый центр в ЖК «Ленинский 38» арендопригодной площадью 10 000 кв. м, открытие которого планируется в 2021 году. Введен в эксплуатацию долгострой на Кронштадтском бульваре – ТЦ «Гавань» (GLA – 18 200 кв. м), однако арендная кампания на объекте еще продолжается.
По мнению аналитиков Knight Frank, популярность формата обусловлена тем, что потребители в условиях экономии временного ресурса все чаще отдают предпочтение торговым объектам в локации проживания, что прямым образом влияет на экономическую привлекательность формата: небольшой ТЦ обладает более быстрой окупаемостью проекта по сравнению с крупными торговыми объектами. Концепция небольшого торгового центра, нацеленная на удовлетворение потребностей аудитории в пешеходной доступности, способна предложить многопрофильную комфортную среду для проведения досуга, шопинга и развлечений. В сложившихся рыночных условиях данный формат будет дальше набирать популярность как у девелоперов, так и у потребителей, тем самым создавая конкуренцию крупным торговым центрам с устаревающей концепцией, ориентированной только на шоппинг.
Малые торговые центры, открытые в 2018-2019 гг., Москва
Год |
Название |
GBA |
GLA |
2018 |
ТЦ «Дизайн Молл» |
20000 |
11000 |
2018 |
ТЦ Metromall |
14795 |
10586 |
2018 |
ТЦ «Краснопрудный» |
20000 |
9899 |
2018 |
ТЦ «Петровский» |
20982 |
8500 |
2018 |
ТЦ «Кожуховский» |
10000 |
7000 |
2018 |
ТЦ Clever |
8635 |
6045 |
2018 |
ТЦ «Новокосинский» |
5000 |
3500 |
2018 |
ТЦ БраVо! |
4800 |
3360 |
2018 |
ТЦ «Март» |
4000 |
2800 |
2018 |
ТЦ «Николин Парк» |
4300 |
2600 |
2019 |
ТРЦ «Галеон» |
28800 |
14000 |
2019 |
ТЦ «Багратионовский» |
10700 |
4700 |
2019 |
ТЦ «Моя Ветка» |
4808 |
3875 |
Источник: Knight Frank Research, 2019.
ТРЦ в составе ТПУ
Помимо community-центров, новое предложение столицы в ближайшие годы будет сформировано в том числе за счет торговых площадей, реализуемых на базе ТПУ. Для части проектов город привлекает инвесторов через торги, часть – готов брать в самостоятельную работу. На сегодняшний день инвесторы приняли участие в проектах 15 транспортно-пересадочных узлов, в большинстве из которых заложена торговая функция. Анонсировано строительство торговых центров в составе следующих ТПУ: «Выхино» (GLA – 70 тыс. кв. м), «Селигерская» (GBA – 145 тыс. кв. м) и «Парк Победы» (GBA – 237 тыс. кв. м) – девелопером «Ташир», ТПУ «Щелковская» (GBA – 137 тыс. кв. м) – девелопером «Киевская площадь», ТПУ «Ботанический сад», ТРЦ «Ботаника Молл» (GLA – 27 тыс. кв. м), ТПУ «Ховрино» (GBA – 25 тыс. кв. м). Также аффилированной структурой компании «Киевская площадь» подана заявка на инвестиционный пакет по ТПУ «Нагатинская». Сроки реализации заявленных проектов намечены на 2019–2022 гг.
Аутлеты
Изменение потребительских предпочтений с трендом на разумное потребление оказало значительное влияние на развитие девелопмента в формате аутлет-центров. Так, до конца 2019 года к открытию запланировано сразу два аутлет-центра на Новорижском шоссе: The Outlet Moscow люксового ценового сегмента и Novaya Riga Outlet Village премиального сегмента, а также в начале 2020 года планируется открытие аутлет-центра Vnukovo Premium Outlet на Киевском шоссе. К тому же стоит отметить, что в I квартале 2019 года открылся ТРЦ XL Family Outlet – проект реконцепции ТРЦ XL на Ярославском шоссе.
Реконцепция
Аналитики Knight Frank отмечают, что продолжается кампания крупнейших девелоперов по реновации существующих торговых объектов с целью продления «срока жизни» своих проектов и привлечения новых потребителей: девелопер Crocus Group приступил к реновации ТРЦ «Vegas Каширское шоссе», ФПК «Гарант-Инвест» проводит реконцепцию ТРК «Перово Молл», приобретенного в декабре 2018 года, ГК «Ташир» до конца года планирует закончить работы по ротации арендаторов в ТРЦ «РИО» на Дмитровском шоссе, Fort Group проводит комплексную реновацию ТРЦ «Золотой Вавилон», заканчивается реновация московских торговых центров «МЕГА», до конца лета планируется открытие проекта редевелопмента от ADG Group – кинотеатра «Ангара», анонсирована реконструкция СК «Олимпийский» компанией «Киевская площадь» (в составе обновленного объекта планируется торговый центр).
По словам Евгении Хакбердиевой, директора департамента торговой недвижимости компании Knight Frank, улучшение качественных характеристик торговых центров является ответом девелоперов на изменившиеся запросы со стороны посетителей – современному потребителю не интересно посещать торговый центр только с целью «купить», ведь это проще сделать, не выходя из дома благодаря онлайн-магазинам и маркетплейсам. Покупатель ищет не только товар, но и нематериальный потенциал локации: впечатления, положительные эмоции, возможности саморазвития. По этой причине ключевым акцентом реновации является расширение и наполнение различными форматами зон общественного питания и развлечений, в отдельных объектах проводится масштабная ротация арендаторов. Помимо вышеперечисленного, внимание уделяется таким деталям, как освещение, благоустройство и декорирование зон общего пользования, создание дополнительных общественных пространств – лаунж-зон и зон для проведения мероприятий различного характера (мастер-классы, лектории, фестивали, театральные постановки и т.п.). Так, в ТРЦ «Афимолл» анонсирован фестиваль актуального искусства, включая театральные постановки, в ТРЦ «Авиапарк» второй год подряд на территории паркинга проводится глэмпинг с палатками и бассейном, в ЦДМ представлен концепт молодежного пространства: магазины street-fashion, универмаг «Хлебный», 21shop.
Новые форматы магазинов
В свою очередь ритейлеры, как отмечают аналитики Knight Frank, открываются в новом концептуальном дизайне, расширяют ассортимент. Компания Leroy Merlin открыла два новых формата магазина. Первый – с творческой мастерской «Фабрика идей» на территории «ЗиЛ» площадью 1 400 кв. м, с фокусом на инновации, в том числе технологии виртуальной реальности, сервис, эксперименты. Второй формат сети – «городской супермаркет» в ТРЦ Columbus площадью 1 200 кв. м.
IKEA запустила первый магазин в черте города – Probnik площадью 7,7 тыс. кв. м в ТРЦ «Авиапарк». Тренд на сокращение площадей гипермаркетов закрепляется и благодаря адаптации ритейлерами кросс-форматных проектов. Например, на территории гипермаркетов «Карусель» заработают зоны мебели и товаров для дома Hoff в формате shop-in-shop, первый кросс-форматный объект появиться на Новорижском шоссе, а гипермаркеты «Окей» – будут делить площадь с торговыми точками «Фамилия».
Источник: Knight Frank.