Дополнительные сервисы бизнес-центров
Если еще несколько лет назад бизнес-центры воспринимались только как место для работы, то сейчас одним из конкурентных преимуществ конкретного проекта может стать наличие дополнительных сервисов, позволяющих арендаторами офисного пространства воспользоваться их услугами или просто отвлечься на время от дел, не выходя из здания.
Как правило, в высококачественных бизнес-центрах зона отдыха объединяется с общей гостевой зоной reception. В зависимости от площади в таких холлах могут быть установлены фонтаны, аквариумы, малые архитектурные формы, диваны для арендаторов и гостей бизнес-центра, а также применены технологии озеленения, что способствует отвлечению людей от бизнес-обстановки. Олег Байкин, заместитель директора департамента брокериджа NAI Becar в Москве, в качестве удачного примера приводит деловой центр «Легион I» на Большой Ордынке: «В этом бизнес-центре в качестве зоны отдыха выступает холл площадью порядка 800 кв. м., обыгранный цветами, а также установленным роялем. Кроме этого, из этой зоны отдыха есть входы в инфраструктуру бизнес-центра».
Стоит отметить, что сегодня помимо открытых зон отдыха практически во всех современных бизнес-центрах предусмотрены помещения для кафе или ресторана. По словам Луизы Улановской, руководителя департамента маркетинга и продаж ООО «Газпромбанк-Инвест», наличие зоны общественного питания является обязательной частью качественного бизнес-центра. «Сегодня существует два формата ресторанной инфраструктуры в деловых центрах. Традиционным считается расположение кафе или ресторана на территории офисного здания, основная часть посетителей, в таком случае, сотрудники бизнес-центра. Второй вариант, когда ресторанная зона работает как объект стрит-ритейла, не ограниченный для посещения исключительно сотрудниками», - говорит эксперт.
«Арендаторы часто используют кафе для проведения деловых встреч, - добавляет исполнительный директор NAI Becar Виктор Козин.– Более того, оно может служить неким перехватывающим пунктом, если клиент приехал на встречу, а арендатор не может сразу его принять. Замечу, что в крупных бизнес-центрах в ходе рабочего дня не бывает такого, чтобы кафе пустовало».
Креативные решения
Необычные решения по организации общих пространств в основном можно встретить в недавно вышедших на рынок бизнес-центрах класса «А» и особняках, используемых в качестве офисной недвижимости. В таких объектах зоны отдыха могут включать в себя зимние сады, бильярдные и курительные комнаты, библиотеки, оборудованные комнаты для игры в теннис или сквош и т.п.
Не редко собственники предлагают обустроить зону отдыха арендаторам самостоятельно и включают пространство для «передышки» в арендуемую площадь. Например, в бизнес-центре класса «В+» MEZON PLAZA в Петербурге арендаторам предложены помещения со своей небольшой террасой, где можно будет выпить кофе во время рабочего дня.Из актуальных тенденций в сфере организации дополнительных сервисов в бизнес-центрах Олег Байкин называет создание детских комнат. Но, по словам эксперта, в Москве пока всего порядка 2-3 таких объектов. Еще один интересный современный проект, реализованный компанией̆ KR Properties, – квартал «Красная роза», на территории которого есть велосипедные парковки, зоны отдыха, многочисленные рестораны и кафе, кулинарная лавка, языковая школа и Дом танца.
Прицел на комфорт
Изменение интерьера и наполнение зон отдыха не только позволяет собственнику отстроиться от конкурентов, но и скрасить минусы редевелопмента и существующие недочеты на объектах. «Например, «ЦЕНТР-Т» представлял собой большой бизнес-центр с несколькими строениями, собственник решил объединить встречный холл в одном здании, расположил там кафе, телевизоры для комфортного пребывания сотрудников, более того, многие проводят в этой зоне встречи», - отмечает Олег Байкин.
«Сегодня российский рынок офисной недвижимости только начинает двигаться в сторону грамотной организации офисного пространства, которая будет не только способствовать комфортному пребыванию на работе, но и заботится о физическом и психологическом состоянии арендаторов», - подытожил Виктор Козин.