Участники рынка торговой недвижимости определялись с вектором развития бизнеса
Во время конференции «Управление торговой недвижимостью» участники рынка обсуждали современные тенденции ритейла, строили прогнозы и делились рецептами, позволяющими даже в непростое время сохранять приемлемую доходность проектов. Организатором мероприятия выступил учебный центр Academy of Real Estate (ARE), при участии PROEstate Events.
Одна из проблем торговой недвижимости России в том, что объекты строились непрофессиональными девелоперами, и по прошествии 8-10 лет проекты устаревают, но редевелопмент проводится не всегда. Партнер, директор департамента юридического и налогового консультирования Consul Group Михаил Краснов говорил о другой неприятной ситуации для собственников - налоговых рисках, возникающих у владельцев объектов из-за изменения налогового законодательства. В частности, сейчас проходит формирование Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В него войдут все сведения, которые сегодня содержатся в госкадастре и ЕГРП. Соответственно, возникает риск, что один и тот же объект вносится в базу дважды и собственник дважды получает требование об уплате налогов. Кроме того, у некоторых объектов коммерческой недвижимости в разы выросла кадастровая стоимость.
Во второй части конференции участники говорили об арендных ставках, генерировании трафика и оптимальном tenant-mix. Екатерина Трушлякова, исполнительный директор по торговой недвижимости PPF Real Estate Russia отметила, что якорными арендаторами по-прежнему остаются продуктовые гипермаркеты, а также отчасти торговая галерея. Однако retailtainment, где развлекательные концепции совмещаются ритейлом, отвоевывает в ТЦ все больше места. «Важно, чтобы развлечения не выглядели устаревшими и создавали для вас конкурентные преимущества. Retailtainment – это новое лицо торгового центра», – подчеркнула эксперт. Артем Лобаченков, основатель Spaceinspace (сервис по поиску торговых площадей на краткосрочный период – от недели до месяца), рассказал, что сегодня многие предприниматели, ремесленники заинтересованы в аренде небольших площадей на недлительный срок. В то же время управляющие торговых центров, предоставляя площади таким арендатором, могут оценить востребованность новых резидентов среди покупателей и при удачном сотрудничестве договориться о партнерских отношениях на более длительный срок.
Темой обсуждения стали также IT-решения. Денис Иванов, управляющий партнер компании ODIN, отметил, что мобильные приложения торговых центров генерируют огромные массивы информации. Однако иметь и управлять этими массивами информации – не одно и то же. По словам Дениса Иванова, через 2-3 года накопленная информация позволит собственникам ТЦ принимать решения намного быстрее, «на лету» проводить анализ площадей по нескольким метрикам, быстро готовить отчеты для арендаторов и приступать к переговорам.
Кроме того, в рамках практической конференции своим видением будущего российских торговых центров, а также секретами управления делились: Дмитрий Атопшев, партнер, управляющий директор Knight Frank PM, Олеся Шишкина, директор по маркетингу сектора торговой недвижимости AREIM, Дмитрий Караваев, генеральный директор управляющей компании ТРЦ «Реутов Парк», Алексей Емельянов, генеральный директор УК City&Malls PFM.
Конференция прошла при поддержке Российской гильдии управляющих и девелоперов и Ассоциации инвесторов Москвы. Партнерами мероприятия выступили компании ODIN и Consul Group.