Москва обогнала европейские столицы по количеству торговых площадей
В кризисный 2015 год Москва рекордно прирастает торговыми площадями – в первом полугодии было сдано 342 тыс. кв. м, что на 41% больше чем за первое полугодие прошлого года, сообщает в аналитическом отчете компания JLL.
Видимо девелоперы были не в курсе, что самые желанные покупатели столицы – люди с доходами выше среднего и даже средними доходами предпочитают одеваться за границей. А в условиях кризиса и средний класс начал экономить. Тем не менее сегодня Москва на первом месте по количеству торговых центров, обогнав прежнего лидера – столицу Франции город Париж: в Москве торговых площадей 4,53 млн кв. м, в Париже - 4,5 млн кв. м. Третье место в топе городов с самым большим объемом торговых площадей со значительным отставанием занимает Мадрид (2,5 млн кв. м), на четвертом месте - Санкт-Петербург (2,1 млн кв. м).
Наиболее заметные торговые объекты, открывшиеся в первом полугодии 2015 года: Columbus (136 тыс. кв. м), «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), MARi (70 тыс. кв. м) и «Центральный Детский Магазин на Лубянке» (34 тыс. кв. м). При этом доля пустующих торговых площадей во втором квартале текущего года выросла до 7,5% против показателя первого квартала 2015 года - 6,5%. Новые торговые комплексы сдаются весьма с незначительной заполняемостью – в среднем в лучшем случае на 50% и, по оценкам участников рынка, главная проблема собственников торговых объектов – заполняемость арендаторами.
Видимо, почувствовав не ладное, девелоперы снизили обороты во втором квартале 2015 года и ввели в эксплуатацию с апреля по июнь 93 тыс. кв. м, что на 49% меньше показателей прошлого года за аналогичный период. Тренд на снижение ввода в эксплуатацию новых торговых площадей сохранится до конца года. По оценкам аналитиков JLL, к концу 2015 года прогнозируется введение в эксплуатацию еще не более 88 тыс. кв. м. Таким образом итоговая цифра по году составит около 420 тыс. кв. м, что на 30% меньше показателей прошлого года.