Гибкие офисы: в ногу со временем
В течение последних пяти лет мир изменился до неузнаваемости — без Интернета уже сложно представить жизнь, новые технологии стремительно развиваются, практически у всех жителей мегаполисов имеются гаджеты, которые дают неограниченные возможности. Работать в наше время можно практически везде: в офисе и дома, в бизнес-центрах и аэропортах, в парках и кафе. В этих условиях родилась концепция гибких офисов.
Новая реальность обязывает к высокой гибкости
Ритм жизни с каждым днем ускоряется. Поэтому так же быстро возникают новые бизнес-потребности и задачи.
Молодые специалисты все чаще предпочитают работать по свободному графику даже в ущерб размеру оплаты. Новое поколение (так называемое Y) делает ставки не на сам рабочий процесс, а на его результаты и на перспективу дальнейшего профессионального развития.
В связи с этим многие передовые компании начали менять принципы своей работы, приспосабливая ее процессы под новую реальность. Одна из основных тенденций — переход служащих на удаленную работу или гибкий график (когда отсутствуют четкие присутственные часы). В результате стало возможным сокращать арендуемые площади.
Так появилась концепция гибких офисов, способных быстро адаптироваться под нужды компании и ее сотрудников.
Гибкие офисы позволяют легко менять планировку помещений и расположение мебели, если возникает такая необходимость (например, изменяется число сотрудников). Кроме того, это понятие включает направленность офиса на создание максимально комфортных рабочих условий (удовлетворение любых потребностей сотрудников).
Гибкие офисы в Москве
В России тенденция гибких офисов, уже довольно популярная на Западе, тоже набирает обороты. Сегодня московское представительство международной компании CBRE предоставляет услуги по планированию и проектированию таких офисов согласно специально разработанной системе. А компания PwC недавно весьма успешно реализовала проект реконструкции своего офиса в соответствии с этой концепцией.
По словам директора отдела управления строительством CBRE Михаила Каплуна, при разработке системы, аналитики компании выяснили, что российские арендаторы бизнес-помещений используют их не эффективно — как правило, ежедневно в офисах занято всего 69-70% рабочих мест. Важным моментом перепланировки становится сокращение офисных площадей даже без перевода сотрудников на дистанционный рабочий график.
Специалисты CBRE прогнозируют, что спустя несколько лет на 10 сотрудников в офисе будет приходиться примерно 7 рабочих столов (т.е. сохранится 70% необходимых мест).
Руководитель архитектурного бюро Officeproject Денис Лобанов поддерживает эту мысль: «Тенденции проектирования офисов, связанные с переходом сотрудников на удаленную работу, внедрением и развитием современных технологий, новыми способами использования бизнес-помещений, не отменяют необходимость офисов как таковых. Компаниям нужны штаб-квартиры и помещения для осуществления коммуникаций. Поэтому 70% рабочих мест никуда не денутся».
Также Михаил Каплун отмечает: «Большинство сотрудников в современных офисах вынуждены перерабатывать в результате неудобства помещений — организация пространства open-space предусматривает минимальное количество зон для общения». О том же говорят руководитель архитектурного консалтинга Wilkhahn Таня Ремке и генеральный директор архитектурной мастерской GMP Стефан Хофманн.
Общение в процессе офисной работы, которая делится на две основные категории — индивидуальную и коллегиальную, крайне важно. На него приходится примерно половина рабочего времени. Сотрудникам компании необходимо проводить переговоры с коллегами, встречи с партнерами, с клиентами и проч. Таким образом, офис просто обязан обеспечивать места для эффективного общения.
Поэтому гибкие офисы подразделяются на многоплановые зоны: разнообразные места для личных и общих рабочих столов, общения, питания, отдыха и т.д. Офисы становятся все более удобными для сотрудников — чем комфортнее условия труда, тем больше прибыль компании.
В этой тенденции задают тон крупнейшие мировые организации, например Google. Благодаря тому, что сотрудники Google довольны, и, как следствие, мотивированы на работу, компания является одной из самых прибыльных и успешных в США.
Опыт PwC
По словам директора департамента инфраструктуры и закупок PwC Елены Андреевой изначально офис компании занимал 20 тыс. кв. м. После четырех лет аренды этих помещений, руководство задумалось о возможности их использования с максимальной выгодой. Было принято решение о реконструкции офиса.
При разработке новой концепции организации пространства выяснилось, что оно условно делится на 4 основные категории:
1. Постоянные рабочие места и кабинеты, закрепленные за определенными сотрудниками (занимали наибольшую площадь).
2. Общие рабочие места («гостевые»).
3. Общественные пространства для определенных подразделений.
4. Общие пространства, доступные для всего персонала (переговорные, кафе, зоны отдыха, неформальные пространства, среди которых имеется даже молельная комната, и проч.)
После реорганизации арендуемое офисное пространство уменьшилось на 20% за счет сокращения постоянных рабочих мест и введения системы бронирования «гостевых» столов, число которых выросло на 74%. Объем площадей, используемых для общественных пространств остался таким же.
Елена Андреева рассказывет: «Теперь большинство сотрудников PwC работают по гибкому графику, имея возможность исполнять свои обязанности дистанционно. В офис они могут приходить, когда это необходимо — они бронируют рабочие столы на определенное время. Закончив работать, сотрудники убирают свои личные вещи в ящики хранения. Поскольку штат нашей компании составляет около двух тысяч человек, мы применяем специальную систему бронирования столов».